Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования, которая рассматривается в данной курсовой работе, связана с тем, что творчество Евгения Водолазкина представляет собой комплекс философских, психологических и идеологических размышлений, которые имеют большое значение для русской культуры, несмотря на то, что данный писатель не раскрывает в своих произведениях столь глобальных проблем, как это делали классики русской литературы.
Е. Водолазкин имеет специфическую и оригинальную манеру изложения собственных мыслей, которая отличает его художественный текст и выделяет среди других писателей.
В творчестве Е. Водолазкина особое значение имеет время как философская категория и некое пространство для существования и функционирования человека.
Степень изученности проблемы. Несмотря на возросший интерес современников к творчеству Е. Водолазкина, исследователи уделяют недостаточное внимание его личности и художественным произведениям. В ходе проведенной работы выявлено недостаточное количество серьезных исследований, посвященных особенностям художественного мира Е. Водолазкина, что подтверждает актуальность и значимость данной курсовой работы.
Цель исследования – провести анализ хронотопа в произведении Е. Водолазкина «Лавр».
Объект исследования – произведение Е. Водолазкина «Лавр».
Предмет исследования – хронотоп в произведении Е. Водолазкина «Лавр».
Для достижения поставленной цели необходимо было решить ряд теоретических и практических задач исследования:
1. Охарактеризовать личность и творческую манеру Е. Водолазкина.
2. Описать содержание и структуру произведения «Лавр».
3. Раскрыть сущность понятия «хронотоп».
4. Исследовать особенности хронотопа в произведении Е. Водолазкина «Лавр».
5. Провести сравнительный анализ хронотопов в произведении Е. Водолазкина и в житийных произведениях.
В качестве теоретической основы для проведения исследования выступили работы А.Д. Маглий – «Времени нет. Евгений Водолазкин» и «Жанровое своеобразие романа Е. Водолазкина «Лавр»» .
Материал исследования: роман Е. Водолазкина «Лавр» .
Методы исследования: анализ научной и художественной литературы, описательный, сравнительный, обобщение, классификация, моделирование, контент-анализ, хронологический, историографический.
Теоретическая значимость исследования связана с проведением анализа научной литературы по проблемам концептуальных и философских характеристик творчества Е. Водолазкина, а также исследования хронотопа и его реализации в художественной тексте. Собранный теоретический материал может быть полезен для продолжения научных исследований в данной сфере.
Практическая значимость исследования обусловлена проведением анализа хронотопа в романе Е. Водолазкина «Лавр», составлением алгоритма проведения исследования и выявления характерных особенностей, который может быть применен на практике в сфере организации учебного процесса в рамках литературного образования.
Научная новизна исследования определяется проведением сравнительного анализа хронотопов в произведении Е. Водолазкина и в житийных произведениях.
Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОИЗВЕДЕНИЯ Е. ВОДОЛАЗКИНА «ЛАВР»
1.1. Характеристика личности и творческой манеры Е. Водолазкина
Евгений Водолазкин – необычный писатель, доктор филологических наук, литературовед, почетный доктор Бухарестского университета, автор текста одного из «Тотальных диктантов», колумнист газеты «Известия», обладатель премий «Большая книга», «Ясная Поляна», финалист «Русского Букера» – заслуги данного писателя можно перечислять долго .
Родина Евгения Водолазкина – Киев. По национальности он украинец, всю сознательную жизнь живет в Петербурге. Родился 21 февраля 1964 года. Евгений Водолазкин не любит делиться рассказами о детстве даже в интервью. Поклонники знают о том, что этот период в биографии писателя не был безоблачным. Вместе с родителями он жил в коммунальной квартире, и существование семьи было достаточно непростым.
Личность Евгения Водолазкина формировалась в сложных социальных условиях. Его семья могла характеризоваться как неблагополучная, и становление его характера во многом было обусловлено постоянными конфликтами, стрессами, непониманием других людей. Это не могло не повлиять в дальнейшем на его психологическое состояние и проблемный характер творчества .
Евгений Водолазкин оказался трудным ребенком, любил хулиганить, рано начал курить. Но склонность к гуманитарным наукам была присуща ему с детства. Он поступил в школу с углубленным изучением английского и украинского языков, а закончив ее в 1981 году, стал студентом филологического факультета Киевского университета им Т. Шевченко .
Евгения Водолазкина зачислили на русское отделение. Он демонстрировал успехи в учебе и в 1986 году получил красный диплом. Затем последовала аспирантура. Будущий писатель выбрал направление при отделе древнерусской литературы Института русской литературы. Тогда он был известен как Пушкинский дом.
Защита диссертации состоялась в 1990 году. Темой аспирант выбрал «Хронику Георгия Артамола в древнерусской литературе». Водолазкин устроился в Пушкинский дом на работу и трудился под началом Д.С. Лихачева. Кроме того, выпускник вошел в штат ученого совета ИРЛИ.
Евгений Водолазкин начал публиковаться в журнале «Русская литература» и других. Сотрудника задействовали в работе по подготовке энциклопедии «Слово о полку Игореве». Его основным профилем так и осталась литература древней эпохи .
В 1992 году Д.С. Лихачев получил Тепферовскую премию. Евгению Водолазкину это сулило годовую стажировку в Мюнхенском университете. Там молодой человек погрузился в изучение медиевистики, а также стал читать лекции по своему профилю. Вернувшись в Россию, он занялся исследованиями в области агиографии, экзегезы и вместе с соавторами выпустил книгу «Преподобные Кирилл, Ферапонт и Мартианин Белозерские».
Многие двери оказались открытыми для начинающего публициста. Он участвовал в российских и международных конференциях, а в 1998 году самостоятельно организовал мероприятие под названием «Монастырская культура: Восток и Запад». Позднее было выпущено одноименное издание .
В 2000 году писатель защитил докторскую диссертацию по теме «Всемирная история в литературе Древней Руси». Он изучал концепцию повествования об истории в литературных памятниках.
Библиография Евгения Водолазкина регулярно пополнялась научными статьями и тематическими монографиями. Параллельно с исследовательской деятельностью автор реализовался и в художественной области, но разделял эти 2 направления, считая их невзаимосвязанными .
В 2002 году Евгений Водолазкин опубликовал книгу «Дмитрий Лихачев и его эпоха». В ней автор объединил эссе исследователей, воспоминания, записки известных общественных деятелей и ученых. В этот период писатель стал больше времени уделять художественной литературе. Он начал печататься в журналах «Звезда», «Эксперт», «Огонек». Наравне с этим научные произведения также продолжали издаваться в СМИ .
Евгений Водолазкин предпочитает не распространяться о своих буднях и взаимоотношениях с близкими. Публике известно, что писатель счастлив в личной жизни. С женой он познакомился благодаря Пушкинскому дому. Молодые люди встретились, будучи аспирантами. Избранницей публициста стала Татьяна Рудина. Пару объединили общие интересы, и сейчас Евгений Водолазкин называет знакомство с супругой одним из важнейших событий в жизни. О том, есть ли в семье дети, СМИ умалчивают .
Профессионализм Евгения Водолазкина характеризуется тем, что его творчество всегда стоит отдельно от его личной биографии, несмотря на очевидное и естественное влияние ряда жизненных событий на формирование концепции и идеологии писателя. Его художественный мир настолько тонок, что его сложно с ассоциировать с конкретными фактами из биографии Евгения Водолазкина, определить, какие стрессы и трагедии повлияли на создание определенных персонажей, что стоит за различными убеждениями и принципами писателя .
Высокообразованный знаток русской истории и литературы, он умеет увлечь и удивить своего читателя, причем среди поклонников его произведений люди обоих полов, любого возраста и социального уровня.
Начать знакомство с автором лучше всего со сборника «Игра народная. Русские писатели о футболе», в который вошли произведения Кирилла Набутова, Василия Уткина, Андрея Рубанова, Александра Терехова, Дмитрия Данилова и непосредственно Евгения Водолазкина. Это мемуары и художественная проза, посвященная одной из самых любимых игр – футболу .
Небольшие рассказы, написанные легким и понятным языком, не оставят равнодушными никого. Истории, во время которых герою довелось дважды сломать ногу другим игрокам, воспоминания о кожаных раритетных мячах из детства, любимые команды и матчи – все это задаст тон и настроение каждому, кто только планирует начать знакомство с творчеством Водолазкина или уже читал что-то из его книг .
Блестящий стилист Евгений Водолазкин легко передает нюансы любой эпохи, описанной в произведениях. Он точно знает, когда и на что нужно сделать акцент, как сделать так, чтобы читатель стал непосредственным участником событий, а действия, выполняемые героями, стали понятны каждому.
Главная идея всех книг Евгения Водолазкина – «времени не существует, все едино и связано со всем». В своих произведениях он стремится передать это отсутствие времени, связь событий, произошедших когда-то давно с тем, что мы наблюдаем сегодня .
Автор не раз называл ХХ век самым драматичным в истории России, а предреволюционный и постреволюционный периоды – временем для серьезных размышлений. Тема революции начала прошлого века затронута не в одном произведении автора .
Каждый герой Евгения Водолазкина уникален. Во всех его романах есть главное действующее лицо, за жизнью которого читатель наблюдает с интересом и порой замиранием сердца. Даже имена у героев всегда что-то обозначают.
В каждой книге Евгения Водолазкина есть главная проблема и множество сопутствующих. Понять их дано не всем, но автор стремится как можно более понятным языком донести до читателей основную мысль произведений .
Так, проблема вины и прощения, возмездия и искупления, покаяния и обвинения есть практически во всех произведениях автора. Не говоря прямо, автор высказывает и свой взгляд на многие исторические и политические события, а откровенность всегда привлекает читателей.
«Дом и остров, или Инструмент языка» – это сборник эссе и этюдов, в которых автор с определенной долей иронии рассказывает о знаковых людях, которые его окружали, о жизни ученых, с которыми ему доводилось работать, а также о главном объекте каждого писателя или исследователя – тексте. В книге затронуто множество проблем, однако, главной является отсутствие как таковых границ между текстом и его автором .
Каждая книга Евгения Водолазкина – бестселлер, выхода которого ждут тысячи поклонников по всему миру (романы переводятся на многие иностранные языки) .
Широкая известность пришла к Евгению Водолазкину в 2012 году, после публикации романа «Лавр». Автор был отмечен множеством престижных премий, а книга продолжает издаваться и сегодня. Каждое произведение Евгения Водолазкина уникально.
В свободное время писатель много читает. В перечне его любимых книг русская и зарубежная классика. Он также отдает предпочтение классической музыке в лице Бетховена и Моцарта. У автора нет профиля в «Инстаграме», но есть собственный сайт .
Кроме того, от его имени ведется сообщество во «ВКонтакте», где регулярно публикуются фото и выдержки из интервью. У романиста также имеется персональная страница в «Фейсбуке».
Творчество Евгения Водолазкина является одной из самых спорных проблемных зон в дискуссии российских литературоведов современности. Это связано с тем, что многие читатели и исследователи достаточно активно критикуют ряд идей и стилистических приемов, которые применяет писатель для формирования своего художественного мира. Однако ни один ученый не отрицает высокого уровня значимости литературного творчества Евгения Водолазкина в современном мире.
1.2. Содержание и структура произведения «Лавр»
Виртуозное знание русского языка, в том числе и древнерусского, позволило автору написать не просто роман о жизни, а настоящий роман-житие «Лавр». Несмотря на нелюбовь к историческим романам, Водолазкин умело смешивает различные эпохи и языковые стихии .
Произведение вошло в шорт-листы премий «Нацбест» и «Большая книга». В этот период Евгений Водолазкин работал главным редактором альманаха «Текст и традиция», выпускаемого в Пушкинском доме .
«Лавр» – роман о средневековом враче, который спасает жизни множества людей, но не может спасти свою возлюбленную. Он не смог сохранить ее тело, но пытается спасти душу. Это книга о вечной любви, которая не зависит от времени .
«Лавр» Евгения Водолазкина – это умный, философский, неисторический роман о вере, о Боге, о смерти, о любви и ином взгляде на время.
Главный герой произведения, средневековый врач, обладающий даром исцеления. Несмотря на этот факт, ему не удается спасти свою возлюбленную, и он принимает решение начать жизнь отшельника, чтобы замолить свои грехи и грехи своей погибшей любви .
Он жертвует собой, спасая тысячи людей от смерти, а читателю предстоит понять, действительно ли можно спасти душу человека, не сохранив ее живой оболочки. По мнению самого автора, о Боге лучше всего говорить именно в древнерусском контексте, когда сам факт его существования был неоспорим .
Действие книги происходит в Средневековые времена – 15 век. Главный герой Арсений, которого читатель встречает ребенком и остается сторонним наблюдателем всех этапов его жизни: целителя-травника, врача, юродивого, странника, монаха.
Дар его крепнет, а слух о силе целительства доходит до городов и деревень быстрее, чем он. Его жизнь превращается в житие святого. Совершая свой долгий путь самоисцеления и прощения, он сменяет имена, как саны. Начинает жизнь Арсением-травником, заканчивает ее монахом-схимником Лавром .
Таким образом, центральной идеей романа Е. Водолазкина «Лавр» является святость как проявление зрелости личности и психологическая характеристика человека, проявляющаяся в социальном пространстве. Однако святость, по мнению Е. Водолазкина, всегда сопровождается трагедией и невозможностью изменить самое главное в своей жизни, жертвованием собой ради других. Эти качества проявляются в образе главного героя романа «Лавр» и имеют прямые и косвенные параллели с произведениями житийной литературы .
Находясь вместе с главным героем в этом долгом путешествии физическом и душевном, параллельно делаешь большой анализ своего жизненного пути. История Лавра проверяет душу каждого человека. Автор точно знает, что себя не обмануть и вскрывает страх смерти, неверия и сомнений, как вскрывает надрывы Арсений у больных чумой. Рушит главное оправдание человечества – зависимость от времени .
В «Лавре» автор удивительным образом смог использовать древнерусскую речь, стиль жития, но при этом произведение не перестает быть актуальным, интересным и легко читающимся. Главный герой, средневековый врач, не смог спасти свою возлюбленную, и, чтобы замолить этот грех, начинает странствовать и лечить людей, не отказывая в помощи абсолютно никому .
О романе «Лавр» стоит говорить отдельно, так как эта книга является ярким примером фантастического жанра в творчестве писателя. Нелинейность времени, волшебные события, анахронизмы в речи персонажей тесно переплетаются при совмещении прошлой и настоящей эпох .
Роман стал примером агиографии и дает отсылку к канонам фантастики, которые сформулировали братья Стругацкие: чудо – тайна – достоверность .
Подводя итог, можно сделать вывод о том, что роман «Лавр» Е. Водолазкина является специфическим произведением с точки зрения языкового и стилистического аспектов, т.к. в тексте гармонично сосуществует древнерусская речь и современный жаргон.
Данный контраст значительно усиливает эмоциональное восприятие романа «Лавр», дает читателю возможность «менять реальности» и проводить различные параллели ситуации, которая может произойти в современном мире, с различными библейскими и древнерусскими канонами и традициями .
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Александровская, М.И., Халилуева, Г.В., Смартьянова, Я.С. Идеологические и философские особенности художественного мира романа Е. Водолазкина «Лавр»: теория и методология исследования / М.И. Александровская, Г.В. Халилуева, Я.С. Смартьянова // Сборник статей Томского государственного университета. Вып. 4. Филологические науки. – Томск: Издательство Томского государственного университета, 2022. – С. 158–170.
2. Бахтин, М.М. Вопросы литературы и эстетики / М.М. Бахтин. – М.: Художественная литература, 1975. – 188 с.
3. Богатырева, С.И., Виленская, Г.А., Сумарокова, И.М. Современные подходы к классификации концептов пространства и времени в художественном тексте: теория и методика / С.И. Богатырева, Г.А. Виленская, И.М. Сумарокова // Вестник Тамбовского государственного университета. – 2023. – № 1. – С. 40–53.
4. Водолазкин, Е. Лавр / Е. Водолазкин. – М.: АСТ, 2019. – 440 с.
5. Евгений Водолазкин // Лаборатория фантастики. – 2017. – URL: https://fantlab.ru/autor14558 (дата обращения: 23.01.2023).
6. Евгений Водолазкин // ЛитРес. – 2018. – URL: https://www.litres.ru/evgeniy-vodolazkin/ob-avtore/ (дата обращения: 22.01.2023).
7. Житие и чудеса преподобного и богоносного отца нашего Сергия, Радонежского чудотворца // Азбука. – 2020. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/824 (дата обращения: 25.01.2023).
8. Житие преподобного отца нашего Феодосия, игумена Печерского // Азбука. – 2018. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/390 (дата обращения: 25.01.2023).
9. Житие святого благоверного князя Александра Невского // Азбука. – 2021. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/719 (дата обращения: 25.01.2023).
10. Лебедева, Н. «Феномен» Водолазкина и объединяющая сила русской литературы / Н. Лебедева // Год литературы. – 2021. – URL: https://godliteratury.ru/articles/2019/01/17/fenomen-vodolazkina-i-obedinyayushha (дата обращения: 20.01.2023).
11. Маглий, А.Д. Времени нет. Евгений Водолазкин / А.Д. Маглий // Вопросы литературы. Электронный журнал. – 2020. – URL: https://voplit.ru/article/vremeni-net-evgenij-vodolazkin/ (дата обращения: 21.01.2023).
12. Маглий, А.Д. Жанровое своеобразие романа Е. Водолазкина «Лавр» / А.Д. Маглий // Вестник Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова. Серия 9 «Филология». – 2015. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zhanrovoe-svoeobrazie-romana-e-vodolazkina-lavr (дата обращения: 26.01.2023).
13. Мухолиева, Н.В., Сытникова, А.А., Щербакова, В.И. Хронотоп в художественном произведении: содержание, виды и функции / Н.В. Мухолиева, А.А. Сытникова, В.И. Щербакова // Вестник Рязанского государственного университета. – 2022. – № 7. – С. 123–136.
14. Оробий, С. Евгений Водолазкин и его времена / С. Оробий // Литературная школа. Электронный журнал. – 2019. – URL: https://literratura.org/criticism/241-sergey-orobiy-evgeniy-vodolazkin-i-ego-vremena.html (дата обращения: 20.01.2023).
15. Петунин, С. «Синдром Водолазкина»: почему филологи пишут плохие романы? / С. Петунин // Наш современник. – 2020. – № 8. – URL: https://reading-hall.ru/publication.php?id=27879 (дата обращения: 23.01.2023).
16. Разумовская, Е.Н., Ламберт, И.И., Силуванова, О.Л. Концептуальные походы к исследованию пространства и времени как категориальных понятий литературоведения / Е.Н. Разумовская, И.И. Ламберт, О.Л. Силуванова // Концепции и традиции современной русской литературы. Сборник статей. – Владивосток: Дальневосточный федеральный университет, 2019. – С. 66–80.
17. Светлое Средневековье Евгения Водолазкина. Известный писатель о вере, книгах и жизни // Фома. Православный портал. – 2021. – URL: https://foma.ru/svetloe-srednevekove-evgeniya-vodolazkina.html (дата обращения: 21.01.2023).
18. Темирболат, А.Б. Категория хронотопа в свете современных научных концепций литературоведения / А.Б. Темирболат // Материалы международной научной конференции «Филологические науки в России и за рубежом». – СПб. – 2012. – URL: https://moluch.ru/conf/phil/archive/26/1809/ (дата обращения: 26.01.2023).
19. Творчество Евгения Водолазкина // Живой журнал. Социальная сеть. – 2016. – URL: https://www.liveinternet.ru/users/sergey_tashebsky/post434358147/ (дата обращения: 21.01.2023).
20. Фаликова, Н.Э. Хронотоп как категория исторической поэтики / Н.Э. Фаликова // Проблемы исторической поэтики. – 1992. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/hronotop-kak-kategoriya-istoricheskoy-poetiki-1 (дата обращения: 23.01.2023).
21. Федорчук, Е. «Лавр» Евгения Водолазкина: неполное погружение / Е. Федорчук // Сибирские огни. – 2014. – № 01. – URL: https://www.сибирскиеогни.рф/content/lavr-evgeniya-vodolazkina-nepolnoe-pogruzhenie (дата обращения: 26.01.2023).
22. Харитонова, Л.М., Вишницкая, В.А. Жанровая природа романа Е.Г. Водолазкина «Лавр» / Л.М. Харитонова, В.А. Вишницкая // Вестник Карагандинского государственного университета. – 2021. – https://articlekz.com/article/35710 (дата обращения: 23.01.2023).
23. Шамбалиева, С.М., Аристархова, Е.Е., Кусовицкая, Е.Е. Личная и творческая биография Евгения Водолазкина: формирование художественного мира и проблематики творчества / С.М. Шабмалиева, Е.Е. Аристархова, Е.Е. Кусовицкая // Материалы международной научно-практической конференции «Современная русская литература: проблемы и перспективы». – Кострома: Костромской государственный университет, 2021. – С. 86–98.